Мы всегда рекомендовали заказчикам устанавливать условие о сроке поставки / выполнении работ так: «в течение Х календарных дней после заключения контракта» или «в течение…, но не позднее…».

Почему не следует указывать точную дату поставки? Потому что не известен день заключения договора. Заказчик может вносить изменения в извещение и продлевать срок подачи заявок, ФАС может разбирать жалобы и приостанавливать закупку, при заключении договора может возникнуть протокол разногласий, и т.п. Потом окажется, что договор заключили, а указанный в нем срок исполнения не реален, или вообще уже прошел.

Бывают ситуации, когда поставка нужна в строго определенную дату. Например, поставка цветов – 6 марта (вручить нужно 7-го, если поставить до 6 марта, то завянут, если после – то заказчик не успеет вручить).

Гораздо чаще заказчики обоснованно указывают конкретную дату как предельный срок. Например, ремонт школы – в течение 90 дней после заключения контракта, но не позднее 20 августа; поставка новогодних украшений – в течение 10 дней, но не позднее 23 декабря.

Наша новая рекомендация: если вы при любых обстоятельствах не готовы принимать товар / выполнение работы после определенной даты, это нужно очень четко указать в проекте договора и при установлении предельного срока добавить «при нарушении срока исполнения заказчик утрачивает интерес к договору».

Рекомендация основана на судебной практике.

В закупке, которую разбирали несколько судебных инстанций, заказчик был очевидно неправ. Но не это главное. Главное – заказчика в итоге заставили заключить договор на условиях поставки «с 01.03.2024 по 31.12.2024», хотя в первоначальном проекте договора был срок «с 01.01.2022 по 31.10.2022» и заказчику в 2024 году этот товар уже не нужен.

Цитируем решение суда (наберитесь терпения на чтение следующего абзаца - язык нормативных правовых и судебных актов труден для восприятия, но уж если пошли в закупки…):

Ординарное определение сторонами договора купли-продажи (поставки) срока в виде определенного промежутка времени, истекающего в определенную дату, само по себе не может свидетельствовать о согласовании сторонами условия исполнения поставки к строго определенному сроку. Пункт 2 ст. 457 ГК РФ закрепляет, что договор купли-продажи признается заключенным с условием его исполнения к строго определенному сроку, если из договора ясно вытекает, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к договору. Из совокупного анализа извещения о проведении рассматриваемой торговой процедуры нельзя сделать вывод о строгой определенности срока поставки или о его существенном значении. В закупочной документации прямо не предусмотрено, что товар должен быть поставлен к строго определенному сроку, иначе покупатель утрачивает интерес.