В случае, когда заказчик закупает сложную вещь, состоящую из нескольких простых, причем для сложной вещи нет соответствующей позиции в каталоге товаров, работ, услуг ЕИС, а для составляющих простых есть, заказчик

может пойти двумя путями:

  • Указать в извещении КТРУ для всех составляющих;
  • Указать только код ОКПД2 для сложной вещи.

Во втором случае можно опасаться жалобы на неприменение заказчиком КТРУ. В решениях контрольных органов - диссонанс.

Рассмотрим самый частый случай – закупка автоматизированных рабочих мест, состоящих из системного блока, монитора, клавиатуры и т.д.

Одни контрольные органы считают, что заказчик имеет право указывать только ОКПД2, т.к. заказчику, исходя из его потребностей, требуется сложная вещь, состоящая из разнородных вещей, образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению. Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары. Объект закупки является комплексным и неразрывно связанным. (см., например, решение Кемеровского УФАС 17.03.2023 №СС/2569/23, решение Хабаровского УФАС 01.12.2023 № 7-1/323).

В других управлениях ФАС считают, что заказчиком должен быть описан каждый в отдельности товар (системный блок, монитор, мышь компьютерная и т.д.) в соответствии с позицией каталога (см., например, Решение Ставропольского УФАС 08.06.2023 по делу № 026/06/106-1219/2023).

Нет единого подхода и в других случаях.

Например, Новосибирское УФАС в решении 13.02.2023 №054/06/14-191/2023 сочло правомерным для закупки штор указание ОКПД2 вместо КТРУ «Гардины» и КТРУ «Портьеры», т.к. закупался комплекс услуг, включающих в себя изготовление продукции, поставку готовой продукции, ее монтаж.

И наоборот, Московское управление, рассматривая жалобу на закупку сценического оборудования, не согласилось с аргументами заказчика (оборудование будет функционировать в виде единого комплекса - визуально-информационного пространства в едином проекте), признало жалобу обоснованной и предписало использовать КТРУ для всех составляющих (решение 09.02.2024 по делу № 077/06/106-1488/2024).

Вывод: используя возможность, предоставляемую пунктом 7 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением № 145 (не указывать КТРУ и описывать товар в соответствии со ст.33 44-ФЗ), нужно, оценивая возможные риски.