Между Центральным аппаратом ФАС и территориальными органами (например, Московское управление ФАС, Ростовское управление ФАС) было четкое разделение обязанностей по рассмотрению жалоб.

Центральный аппарат рассматривал только жалобы, поданные при проведении крупных закупок, жалобы на закупки отдельных заказчиков и жалобы на операторов площадок. Если соответствующая жалоба поступала в территориальное управление, то она в обязательном порядке передавалась «наверх», и наоборот, если в ЦА попадала жалоба на мелкую закупку, то ее спускали по подведомственности.

Подведомственность установлена приказом ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15 «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок…». В этот приказ в самом конце 2023 года внесены изменения:

  • крупные закупки стали мельче – раньше ЦА рассматривал жалобы на закупки от 1 млрд.руб, а с 2024 года -  от 700 млн.
  • крупные закупки по Гособоронзаказу, наоборот, стали еще крупнее - вместо 25 миллионов стало 300. 

И еще – с 2024 года ЦА ФАС вправе рассматривать жалобы, подлежащие рассмотрению территориальными органами.

Раньше поставщики, если хотели, чтобы жалобу на отклонение заявки рассмотрели в Центральном аппарате, использовали хитрый ход – жаловались на оператора площадки. Дескать, комиссия заказчика отклонила нашу заявку, потому что это оператор площадки наверняка не все документы заказчику отправил.

Бывало, что такая тактика срабатывала – жалоба на оператора признавалась необоснованной (он все правильно направил), но в действиях комиссии заказчика находили нарушения, т.к. заявка соответствовала всем требованиям.

Теперь ЦА может не отказываться от рассмотрения жалобы, даже если она подана на заказчика или комиссию заказчика, а НМЦК менее 700 тыс. руб.

За практикой ФАС мы пристально следим и определяем тенденции – за одну неделю в 6 учебных тем добавлен анализ свежих административных дел!

23.01.2024.