Пункт 9 части 1 статьи Закона N 44-ФЗ в качестве ограничения для участия в закупке наличие "свойственной" связи "теща-зять" не предусматривает, но…

Муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик" проводило аукцион на содержание детских игровых площадок. Единственным участником было ООО "Гефест". Поданная заявка соответствовала требованиям и был заключен контракт.

Заместитель прокурора Тюменской области, считая, что сделка совершена в условиях конфликта интересов между руководителем заказчика (зять) и единоличным исполнительным органом ООО "Гефест" (тёща), обратился в суд с иском о признании контракта ничтожной сделкой и о применении реституции. Прокурор ссылался на нарушение норм Законов N 44-ФЗ и N 273-ФЗ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано, но апелляционный суд иск прокурора удовлетворил и обязал исполнителя вернуть заказчику все полученные по сделке 313 229 руб. 96 коп., хотя 

  • контракт был полностью исполнен и результат принят заказчиком; 
  • общество являлось единственным участником закупки и других участников не имелось;
  • пункт 9 части 1 статьи Закона N 44-ФЗ в качестве ограничения для участия в закупке наличие "свойственной" связи "теща-зять" не предусматривает;
  • руководитель заказчика не был государственным служащим, поэтому не должен был уведомлять о возможном конфликте интересов.

Аргументы суда:

  • Нормы Закона N 44-ФЗ подлежат применению с учетом понятий конфликта интересов и личной заинтересованности, закрепленных в Законе N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Таким образом, оспариваемый муниципальный контракт, который заключен при наличии неурегулированного конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, установленный частью 2 статьи 8 во взаимосвязи с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, тем самым посягает на публичные интересы.

  • Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, а также на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 10 Закона N 273-ФЗ).

В данном случае из вышеуказанных положений Закона N 44-ФЗ и Закона N 273-ФЗ следует, что заключение договора с лицом, взаимосвязанным с заказчиком, само по себе создает условия для конфликта интересов.

  • То обстоятельство, что общество являлось единственным участником закупки и других участников не имелось, не предоставляет возможности не учитывать нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

Из смысла части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ следует, что закупки осуществляются заказчиками как конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья 31 Закона N 44-ФЗ содержит требования, которые предъявляются законодателем к участникам закупки, в том числе частью 1 данной статьи установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Из анализа указанных норм следует, что все участники закупок, проводимых в рамках закупок, должны соответствовать требованиям федерального законодательства.
Исключений из данного положения в зависимости от количества участников закупки законом не предусмотрено.

  • Исполнение сторонами контракта не влияет на результат рассмотрения настоящего спора, поскольку само по себе конфликта интересов между заказчиком и исполнителем не устраняет. 

В данном случае заключение муниципального контракта при наличии конфликта интересов, непринятия мер к урегулированию конфликта само по себе порождает разумные сомнения в надлежащем исполнении обязательств по контракту.

Апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорный контракт является недействительной (ничтожной) сделкой, нарушающей публичные интересы, противоречащей статьям 8 и 31 Закона N 44-ФЗ и о наличии оснований для применения в качестве последствий признания сделки недействительной взыскание с ООО "Гефест" всего полученного по сделке в соответствии со статьей 167 ГК РФ.

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ Восьмого ААС от 25 декабря 2023 г. N 08АП-11274/2023)

О том, какие меры необходимо принимать заказчику, чтобы избежать обвинений в конфликте интересов при проведении закупок, рассказывается в материалах дистанционной программы "Предупреждение коррупции в организациях".