Составив извещение на основе позиции КТРУ и перечислив все обязательные характеристики из Каталога, заказчик имеет право указать дополнительную характеристику. В этом случае к извещению о закупке прикладывается обоснование.
Есть случаи, когда указывать дополнительные характеристики нельзя:
- установление ограничений в соответствии с Постановлением 878;
- установление запрета при закупке некоторых товаров в соответствии с Постановлением 616
(см. подп.«а» п.5 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением 145).
Часто при закупке оборудования возникает ситуация, когда необходимо установить ограничения по Постановлению 878, а указанных в Каталоге характеристик недостаточно для описания предмета закупки.
Можно ли выйти из положения, закупив нужную продукцию и не нарушив Постановление 145?
Прямой путь – указание кода КТРУ + доп. характеристики + ограничение по Постановлению 878 – закрыт. Никакие обоснования – ни приложенные к извещению, ни представленные на заседание ФАС – не принимаются.
Пример: Анализатор гематологический ИВД по коду ОКПД2 попадает под ограничения Постановления 878, а соответствующая позиция КТРУ содержит всего две характеристики.
Заказчик указал дополнительно несколько ключевых характеристик. Контрольный орган отметил, что отсутствие в описании позиции КТРУ требуемых заказчику характеристик не дает заказчику право установления дополнительных характеристик. Решение Московского УФАС от 15.11.2023 по делу № 077/06/106-16157/2023
Есть выход – не применять код КТРУ (17 цифр), а указывать только ОКПД2 (9 цифр) и описывать предмет закупки свободно. Это допустимо в соответствии с п.7 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением 145.
Правомерность использования этого пути - ОКПД2 вместо КТРУ – определяется комиссией ФАС при рассмотрении жалоб.
Пример: Видеокольпоскоп цифровой оптический. В КТРУ имеются позиции, содержащие всего 2 характеристики (кратность увеличения и регулировка фокуса). Отсутствуют важнейшие характеристики: наличие видеокамеры, программного обеспечения, возможность вывода изображения на монитор и другие.
Контрольный орган решил, что заказчик правомерно использовал код ОКПД2 и описал товар в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Решение Ивановского УФАС России от 19.09.2023 N 037/06/26-500/2023(07-15/2023-227
Также контрольный орган не нашел нарушения в использовании только ОКПД2 при проведении уполномоченным органом совместной закупки электрокардиографов для нескольких районных больниц. Решение Архангельского УФАС России от 30.08.2023 по делу N 291оз-23, 029/06/33-825/2023
Приведем случаи, когда жалобы были признаны обоснованными - контролеры решили, что использование КТРУ обязательно:
Пример 1: Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга. В решении комиссии УФАС есть анализ КТРУ, подробный разбор аргументации заказчика по использованию ОКПД2 и обоснование ее непринятия. Не были приняты также ссылки на различную судебную и административную практику. Решение Тюменского УФАС России от 27.09.2023 по делу N 072/06/44/173/2023.
Пример 2: Акустическая система. В решении комиссии нет разбора аргументации заказчика, а лишь утверждение, что доводы фактически направлены на неприменение Правил N 145, порядка применения позиций КТРУ. Решение Калининградского УФАС России от 30.08.2023 по делу N 039/06/33-661/2023.
Это наиболее частая ситуация в случаях, когда контрольные органы не соглашаются с заказчиком – в решениях не приводятся контраргументы, а лишь указывается на необходимость применения КТРУ.