Описывая предмет закупки, заказчики указывают характеристики - функциональные, технические, качественные и эксплуатационные (п.1 ч.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ, п.1 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ).
Одна из частых ошибок, являющихся предметом обжалования и ведущих к штрафу, – субъективные характеристики!
Например, при закупке спорткомплекса заказчик (Ярославская область) указал:
- применительно к показателю «Ручка вспомогательная» - «…яркой...»;
- применительно к показателю «Материалы» - «…тщательно отшлифованы со всех сторон...».
По мнению контрольного органа, приведенные характеристики являются субъективными, зависимыми от индивидуальных предпочтений, что не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров как на стадии рассмотрения заявок, так и в ходе исполнения контракта.
Откуда берутся такие характеристики у заказчиков?
- Вариант 1: Есть продукция, которая заказчику нравится. На продукцию есть технический паспорт с описанием или аналогичный документ. Характеристики переписываются из этого документа.
- Вариант 2: Попросили знакомого поставщика помочь с составлением технического задания.
И производитель, и поставщик описывают свой товар как можно красивее. Даже техпаспорт может выполнять рекламные функции.
Контрактная служба проверяет нет ли указания товарных знаков и соответствует ли описанию продукция нескольких производителей. И на этом успокаивается.
Не нужно успокаиваться, нужно «вымарать» весь субъективизм типа:
- надежная фиксация
- хорошие бактерицидные свойства
- пастельные тона
- правильная геометрия и т.д.