Описывая предмет закупки, заказчики указывают характеристики - функциональные, технические, качественные и эксплуатационные (п.1 ч.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ, п.1 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ).

Одна из частых ошибок, являющихся предметом обжалования и ведущих к штрафу, – субъективные характеристики!

Например, при закупке спорткомплекса заказчик (Ярославская область) указал:

  • применительно к показателю «Ручка вспомогательная» - «…яркой...»;
  • применительно к показателю «Материалы» - «…тщательно отшлифованы со всех сторон...».


По мнению контрольного органа, приведенные характеристики являются субъективными, зависимыми от индивидуальных предпочтений, что не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров как на стадии рассмотрения заявок, так и в ходе исполнения контракта.

Откуда берутся такие характеристики у заказчиков?

  • Вариант 1: Есть продукция, которая заказчику нравится. На продукцию есть технический паспорт с описанием или аналогичный документ. Характеристики переписываются из этого документа.
  • Вариант 2: Попросили знакомого поставщика помочь с составлением технического задания.

И производитель, и поставщик описывают свой товар как можно красивее. Даже техпаспорт может выполнять рекламные функции.

Контрактная служба проверяет нет ли указания товарных знаков и соответствует ли описанию продукция нескольких производителей. И на этом успокаивается.

Не нужно успокаиваться, нужно «вымарать» весь субъективизм типа:

  • надежная фиксация
  • хорошие бактерицидные свойства
  • пастельные тона
  • правильная геометрия и т.д.