Ответы на вопросы
Преподаватели отвечают на вопросы слушателей даже после окончания обучения. Некоторые ответы приводим на этой странице.
i Обращайте внимание на дату ответа — законодательные нормы могли измениться.
Вопрос
Мы поставщики продукции. Не участники закупки. С контрагентом заключен договор поставки. Контрагент исполняет муниципальный контракт, по договору поставки осуществлена поставка на сумму 5 млн. Согласно информации о заключенном контракте, банковское и казначейское сопровождение контракта не требуется. Распространяются ли на нас ограничения по суммам на которые мы можем заключить договоры поставки с нашим контрагентом?
Ответ
Нет, не распространяются. Действуют только условия договора, заключенного между вашей организацией и вашим контрагентом.
Вопрос(223-ФЗ)
Что такое независимая гарантия. как ее получить?
Ответ
Независимая гарантия регулируется для субъектов малого и среднего предпринимательства, для остальных закупок требования к гарантии устанавливает сам заказчик. Выдается гарантия в основном банками, раньше так и называлась – банковская гарантия.
Вопрос
Если исполнитель, выигравший конкурентную закупку по 223-ФЗ, спустя большой срок, например, полгода не выполнил свои обязательства по договору, и договор расторгаем, то необходимо привлекать второе/третье лицо, которое выиграло конкурс или проводить новый конкурс ввиду того, что прошло много времени? Как долго действуют результаты конкурса?
Ответ
Необходимости учитывать результаты старой закупки нет, но можно. Как заказчик установит в своем Положении и закупке.
Вопрос
Подскажите, решение о крупности сделки ("м" пункта 1 ст 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.) является обязательным документом в составе заявки по 44-ФЗ? Если сделка не является крупной, возможно заменить решение на информационное письмо (справку) о том, что сделка не является крупной?
Ответ
Решение об одобрении крупной сделки прикладывается к заявке, если оно требуется в соответствии с законодательством. Если не требуется (а большинстве случаев не требуется), то ничего прикладывать не нужно - ни решение, ни письмо, ни справку.
Вопрос
Заказчик планирует провести закупку МФУ по КТРУ 26.20.18.000-00000069. При формировании извещения нужно ли устанавливать ограничения по приказу Минфина N 126н? (26.20.18.000 Исключен с 1 марта 2023 года. - Изменение 78/2023 ОКПД 2, утв. Приказом Росстандарта от 19.01.2023 N 22-ст).
Ответ
Не нужно устанавливать. Цитируем письмо (ответ) Минфина от 01.06.2023 № 24-06-07/50457:
... в Приложениях содержится позиция с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.000 (устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование…). Вместе с тем на основании приказа Росстандарта от 19 января 2023 г. № 22-ст позиция с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.000 исключена с 1 марта 2023 года в связи с детализацией группировки 26.20.18. Таким образом, при осуществлении закупки с кодом ОКПД 2 – 26.20.18.120 (устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование…) и кодом ОКПД 2 – 26.20.18.130 (системы и машины вычислительные электронные цифровые с функциями безопасности информации), условия допуска, установленные Приказом № 126н, не применяются.
Вопрос
ГБУ города Москвы работает по 44-ФЗ и применяет 223-ФЗ, разместив положение о закупке. Положение о закупке типовое, разработано Главконтролем. Закупка электрической энергии осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности. При заключении договора учреждение выбирает закупку у ЕП по п. 40.1.19 положения о закупке по 223-ФЗ. Но согласно ч. 4 ст. 1 223-ФЗ данный закон не регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением договоров, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии. В положении о закупке (п. 2.2) указано, что оно применяется при проведении закупок ТРУ, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 1 223-ФЗ. Согласно позиции института госзакупок ГУПы должны в данном случае проводить такие закупки по 44-ФЗ. Не совсем понимаем, как быть ГБУ. Если мы не должны такие закупки проводить по 223-ФЗ, тогда зачем в положении о закупке п. 40.1.19… Возможно ли узнать ваше мнение по поводу таких закупок?
Ответ
Высказываем свою точку зрения: лучше заключить договор по 44-ФЗ.
Зачем что-то написано в Положении, комментировать не будем. Мы сами работаем в части 223-ФЗ по типовому положению (другому, Минобрнауки) и косяков в этом типовом положении очень много. Закон по юридической силе стоит выше, поэтому применяем Закон.
С позицией Института госзакупок мы не согласны и считаем, что ГУПы вполне могут не применять ни 223-ФЗ, ни 44-ФЗ при закупках электроэнергии.
Но ГБУ – другое дело. И выстраивать цепочку «Мы можем не применять 44, когда применяем 223, а 223 мы можем не применять для закупки электроэнергии, поэтому для этих закупок мы не будем применить ни один закон» рискованно, это может быть рассмотрено как стремление обойти нормативное регулирование.
Впрочем, есть положительный пример - СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД в постановлении от 23 августа 2023 г. N 07АП-6163/2023 по делу N А27-6547/2023 признал правоту заказчика, не применявшего ни 223-ФЗ, ни 44-ФЗ в ситуации, похожей на вашу.
Мы рекомендуем применять 44-ФЗ, т.к. в этом случае меньше рисков.
Вопрос
В опубликованном письме Минфина РФ от 07.06.2023 № 24-07-08/32488 в качестве ответа на вопрос «О достижении годового объема закупок отдельными видами юрлиц, участниками которых являются только субъекты МСП» указывается, что «заказчики могут достигать указанный годовой объем закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, путем проведения:
-
конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ;
-
неконкурентной закупки, проводимой в соответствии с пунктом 20.1 Положения с применением механизма "электронного магазина", если условиями такой закупки предусматривается участие в ней только субъектов МСП;
-
неконкурентной закупки, предусматривающей участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП.»
Как Вы считаете, при соблюдении условий, указанных Минфином РФ, закупки у единственного исполнителя, являющегося субъектом МСП, теперь нельзя учитывать, как закупки только у субъектов МСП в независимости от того, опубликованы ли они в ЕИС или нет? Т.е. теперь критерий учета закупок только у субъектов МСП является участие в закупке нескольких юридических/физических лиц, независимо от того, конкурентная или неконкурентная закупка, плюс закупки в электронном магазине.
По сути письма Минфина при расчете 20% годового объема закупок только у субъектов МСП теперь не будут учитываться закупки у единственного исполнителя, указанные в годовом плане закупок как закупки только у субъектов МСП? Как это согласуется с Письмом Минэкономразвития от 30.10.2015 г. № 28и-3279?
Ответ
Эти письма между собой никак не согласуются. Письмо Минэка было до внесения в Постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 пункта 20.1 и даже до внесения радикальных изменений в Закон № 223-ФЗ, поэтому это письмо не учитываем совсем.
В настоящее время Постановление 1352 не содержит обязанности заказчика размещать все закупки среди СМСП в ЕИС.
Мы считаем, что поскольку пункт 20.1 включен с 1 июля 2022 г., то заказчики должны считать объем закупок 20% с учетом этого пункта при составлении отчета за 2023 год.
Закупки просто у ед.поставщика без п.20.1 в 2023 году не должны входить в объем 20%.
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, с позиции практики, - насколько удобны агрегаторы торговых площадок для поставщиков (например, СБИС и т.п.)? Агрегаторы только объединяют предложения площадок, а потом нужно переходить на конкретную площадку и на ней уже подавать заявку, получать ответы и т.д. либо всё это можно будет делать в агрегаторе? Если сами торги проходят на конкретной площадке, то протокол будет приходить в агрегатор? Что происходит в агрегаторе, а что на площадке?
Ответ
В агрегаторах ничего не происходит. Заказчики в агрегаторы не заходят совсем. Все происходит на электронных площадках и в ЕИС.
Агрегаторы собирают информацию из ЕИС и электронных площадок и предоставляют к этой информации доступ. Не бесплатно, разумеется. В ЕИС есть бесплатный поиск закупок, которым нужно пользоваться ОБЯЗАТЕЛЬНО. Можно параллельно использовать и агрегаторы. Довольно часто слышим жалобы, что агрегатор нужную закупку не показал, а в ЕИС ее нашли. Тем не менее агрегаторы могут быть полезны, особенно начинающим – там легче настраивать поиск, в некоторых агрегаторах есть аналитика.
В ЕИС нет коммерческих закупок, когда не применяется ни 44, ни 223, только ГК РФ, а некоторые агрегаторы эти торги собирают.
Попробуйте несколько агрегаторов (обычно есть бесплатный тестовый период), оцените удобство, сравните с результатами поиска в ЕИС.
Вопрос
Прошу пояснить: бюджетное учреждение может осуществлять закупку по 223-ФЗ, если она же выступает в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения иных лиц....(подпункт «б» пункта 4 статьи 1 Закона 223-ФЗ). Не совсем понятно, кто с кем тогда заключает договор... такая организация сама с собой заключает договор и привлекает в этом случае 3-х лиц?
Ответ
Предположим, районная больница заключила контракт с мед. институтом (бюджетная организация) на проведение лабораторных исследований. Мединститут здесь выступает исполнителем. Мединститут, в свою очередь, для проведения этих исследований закупает реактивы у иных лиц. Закупка реактивов может быть осуществлена по 223-ФЗ.
Вопрос
Пожалуйста, уточните, если в КП поставщик не может указать точную страну происхождения, так как возможна замена источника закупки уже после квотации (известна страна бренда, а заводы могут быть по всему миру), есть ли возможность указывать только признак того, что страна происхождения не РФ и не относится к ЕАЭС? Или, к примеру, указывать страну происхождения бренда/головной компании?
Ответ
Если товарный знак известен, но производство в нескольких странах и конкретный завод в момент подачи заявки не известен, нужно в заявке указать несколько стран (все возможные).Страна указывается именно по заводу, не по месту регистрации владельца товарного знака (бренда).