Новости и рекомендации
Эксперты Центра анализируют новые нормативные акты, практику торгов по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, результаты проверок.
Оформить подписку для получения новостей и практических рекомендаций в сфере госзакупок:
Заключение контракта с занявшим второе место
Тех двух дней, которые даются заказчику на рассмотрение заявок, часто не хватает для проверки всех представленных документов, подтверждающих соответствие доп. требованиям. Например, для проверки договоров подряда заказчик может запросить сведения у контрагентов участника закупки (подписантов договоров).
Замена страны происхождения товара
Участник закупки в заявке всегда должен указывать страну происхождения товара. Сведения о стране наряду с характеристиками товара включаются в контракт.
На этапе исполнения контракта возможно заключение дополнительного соглашения об изменении страны происхождения товара, но это должен быть товар с улучшенными характеристиками – такое основание изменения
Применение КТРУ: какие обоснования должны быть в извещении
В соответствии с Постановлением от 8 февраля 2017 г. N 145 заказчик обязан при описании объекта закупки применять КТРУ (при наличии соответствующей позиции) в части названия товара и описания (характеристик).
Если нужна дополнительная характеристика (такой характеристики нет в КТРУ, но какие-то характеристики там есть), ее можно добавить в описание объекта закупки в извещении, но обязательно здесь же обосновать.
Единый агрегатор торгов «Березка»
Московские заказчики проводят малые закупки на Портале поставщиков ЕАИСТ, а федеральные органы исполнительной власти и федеральные казенные учреждения (за некоторыми исключениями) обязаны использовать Единый агрегатор торгов (ЕАТ) «Березка». Остальные могут использовать ЕАТ добровольно, например, для закупок по 223-ФЗ.
Каким организациям инвалидов предоставлять преимущества
Преимущества по статье 29 Закона № 44-ФЗ предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций.
Заявка с иными условиями (44-ФЗ и 223-ФЗ)
Рассмотрим ситуацию:
- Заказчик в техническом задании указал продукцию конкретного производителя – товарный знак, или модель, или прямо самого производителя, без «или эквивалент». Предположим, заказчик имел на это право (таких ситуаций по 223-ФЗ больше, чем по 44-ФЗ).
Когда заявку без указания товарного знака нужно отклонить
Заказчики не любят отклонять заявки в связи с неуказанием товарного знака.
Во-первых, потому что тяжело проверять - на официальном сайте Роспатента поиск товарных знаков возможен только по номеру реестровой записи, а где его взять?
Что нужно сделать в контрактной службе по Закону 286-ФЗ
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрены частью 7 статьи 38 и частью 10 статьи 39 Закона № 44-ФЗ. И там, и там есть отсылка к Закону о противодействии коррупции. В Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения (Федеральный закон от 10.07.2023 N 286-ФЗ).
Спасет ли заказчика «или эквивалент»
Предположим, у заказчика есть проект на строительство или на что другое – не имеет значения. В проекте указана продукция конкретных производителей.
Контрактная служба заказчика в проекте разбирается плохо, но хорошо знает часто цитируемое в решениях контрольных органов письмо ФАС от 26 сентября 2019 г. N АК/84149/19: «В случае, если проектно-сметная документация
Когда за ошибки заказчика в расчете НМЦК отвечает поставщик
Чем грозят ошибки в обосновании НМЦК? Про административную ответственность должностного лица заказчика все понятно, но эти 30-50 тысяч штрафа – ничто по сравнению с неэффективностью бюджетных трат (переплатой по контракту).
Обеспечение заявок: кто является бенефициаром по независимой гарантии
Когда закупку проводит уполномоченный орган, в большинстве случаев бенефициаром будет не он, а заказчик.
Подтверждением может служить решение ФАС России от 28.02.2023 по делу N 28/06/105-369/2023: заявка отклонена правомерно, т.к. бенефициаром в гарантии назван уполномоченный орган, а не заказчик.
Можно ли запретить привлечение соисполнителей
Заказчики не хотят иметь дело с посредниками, поэтому иногда устанавливают условие о выполнении работ (оказании услуг) победителем закупки лично.
При этом заказчики ссылаются на часть 1 статьи 706 ГК РФ: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к
Какие характеристики можно устанавливать
Описывая предмет закупки, заказчики указывают характеристики - функциональные, технические, качественные и эксплуатационные (п.1 ч.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ, п.1 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ).
Одна из частых ошибок, являющихся предметом обжалования и ведущих к штрафу, – субъективные характеристики!
Короткий срок исполнения контракта
Большая часть жалоб на установление заказчиком неисполнимого срока признаются необоснованными с формулировкой «Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что заказчиком установлены заранее невыполнимые сроки исполнения обязательств по контракту».
Объект закупки и его составные части
Если для сложного оборудования в КТРУ нет соответствующей позиции, но есть позиции для отдельных составных частей, то заказчик в извещении должен указывать номера КТРУ этих составных частей. Такова официальная позиция, не раз озвученная представителями ФАС России.